Традиционная Китайская Медицина. Остеопатия.


АКУПУНКТУРА В ТЕРАПИИ КОМАТОЗНЫХ СОСТОЯНИЙ.


Иглотерапия как средство для выведения из обморочных состояний известна, наверняка  каждому, кто регулярно практикует этот метод, хотя бы потому что обмороки иногда случаются, как осложнение  самой процедуры   и уже, наверное,  имеется опыт  выведения из этого состояния с помощью игл.    Но мысль о том, что акупунктура может оказаться действенно полезной и,  даже иметь решающее значение при критических состояниях,  угрожающих жизни, кому-то  может показаться сомнительной, а кому-то может быть  даже  и абсурдной.  Но поиск информации о применении акупунктуры для выведения из коматозного состояний в недрах Интернета дал интересные результаты.      

      Прежде всего,  следует выделить размещенное  в Medline краткое резюме  к статье из мартовского номера  Journal of Traditional Chinese Medicine за 1996 год  о  применении  акупунктуры в сочетании с скальп-акпунктурой у больных с острым инсультом. (Observation of  curative  effect of acupuncture therapy plus scalp acupuncture for restoring consciousness and resuscitation in 80 cases of acute apoplexy.            Liu C, wang Y. J Trad. Chin. Med .1996; Mar; 16(1): 18-22. )

      Как следует из названия статьи,  акупунктура использовалась для восстановления сознания и, в буквальном смысле,  для возвращения к жизни (resuscitation – оживление.). В   резюме указывается на то, что все 80 больных  находились в коматозном состоянии и говорится о 63 успешных исходах.  Но  о какой степени восстановления,    и о каком  типе  инсульта  ишемическом или геморрагическом идет речь,  узнать по короткому резюме не представилось возможным. Но 78-процентная выживаемость при исходной инсультной коме уже  вызывает уважение.

      Фантастичной выглядит цифра в 92,3% выведения из      коматозных состояний со страницы сайта Американского университета Комплиментарной и Альтернативной медицины  (http//www.alternativehealing.org./index/htm). Речь об   эффективности акупунктуры в сочетании с введением   лекарств в акупунктурные точки.  И это о  пациентах находившихся в вегетативном существовании на протяжении срока от 1 месяца до 1 года. При этом у «вновь оживших» выявлена способность к обучению и выполнению простых интеллектуальных заданий.

     Краткое описание трех  клинических наблюдений о выведении из комы с помощью акупунктуры  были найдены на сайте Доктора Капура Они были размещены на странице сайта, озаглавленной под названием «Удивительные эффекты акупунктуры». Ниже они изложены в манере оригинала :

  1. Ashok Sharma  мужчина 75 лет Он получил травму головы и был оперирован. Внутричерепная гематома была удалена, но после операции он не приходил в сознание. В первый день процедура акупунктуры  проводилась  непрерывно на протяжении 3 часов. На следующий день он сам пришел в сознание. Акупунктура продолжалась на протяжении 15 дней и пациент восстановился полностью.

2. Deepak Mehta, мужчина 40 лет. Он находился в состоянии глубокой комы на протяжении 3 месяцев после кровоизлияния в мозг,  и у него не было самостоятельного дыхания.  Первые признаки восстановления появились после 10-й процедуры, а для полного восстановления понадобилось 60 процедур.

3. Karan Kumar, мужчина 35 лет. У него был геморрагический инсульт, наступивший вследствие повышения артериального давления. Он находился в госпитале и уже был на аппарате искусственного дыхания. Наблюдавшие за ним врачи уже не давали каких-либо шансов на благоприятный исход. Акупунктура была последней надеждой. Он пришел в себя на 15-й процедуре,  и тогда же восстановилось самостоятельное дыхание.  После 40-й  процедуры он восстановился настолько, что мог уже выписаться из госпиталя. В дальнейшем  ему была продолжена акупунктура по поводу  остаточных явлений паралича и у него восстановилась нормальные ментальные способности.

    Практически в каждом руководстве по иглотерапии, в том числе и на  русском языке,  есть рецептурные прописи, предназначенные для выведения  из состояний, сопровождающихся нарушением сознания. Среди них: синкопа, тепловой или солнечный удар, большой эпилептический припадок и, наконец,  инсультная кома. Все прописи  включают в себя  фактически один и тот же перечень точек: 10 точек Ши-сюань и 12 концевых точек  ручных меридианов ( все располагаются на концевых фалангах рук), точка Жэньчжун (26-я точка меридиана Думай), Байхуэй, расположенная на макушке головы, точка Юн-цюань (1-я точка меридиана почек, расположенная на подошве), точки Цзусаньли ST36, Тайчун LIV3 и Фэнлун ST40. Столь ограниченный выбор  точек,  предназначенный для выведения из состояния, которое может быть  вызвано широким кругом  причинных факторов, легко объясним с позиции теории Инь Ян.   В теории Традиционной китайской медицины.   Подвижное равновесие и гармония  Инь и Ян означает здоровье и благополучие человека, а дисгармония этих категорий есть универсальная суть всех болезней.    Окончательный разрыв между Инь и Ян  это смерть, а прелюдия к этому разрыву и есть кома. Как бы экзотично это не звучало, но то, что прежде чем  покинуть этот мир человек теряет сознание и перестает контактировать  с окружающим миром,  известно каждому.       Ян, в силу своих качеств устремляется вверх и стремится оторваться от Инь, который сам по себе, в силу своих свойств,  устремляется вниз. Отсюда стратегия и тактика выведения из комы с позиции теории Инь Ян: успокоить и оттянуть вниз Ян, и укрепить и поднять вверх Инь. И, самое главное, «связать» их между собой, не дать «оторваться» Инь и Ян друг от друга  Точки Юнцюань и Цзусаньли обладают способностью направлять Ци вниз (оттягивать Ян вниз), поэтому  рекомендуется практически непрерывная стимуляция этих точек во время процедуры, особенно точки Юнцюань. Точка Байхуэй при введении иглы против хода меридиана «очищает» - успокаивает  Ян вверху, и одновременно подтягивает Ци вверх. Образно это можно представить так, как будто мы подтягиваем вниз «то, что неправомерно задержалось сверху» и поднимаем вверх «то, что застыло внизу», и нам остается только связать их между собой.  Эту задачу решают точки на кончиках пальцев и точка Жэньчжун расположенная по центру между  средней и верхней третью носогубной складки.

    Более подробно о  точке Жень Чжун, которая располагается между носом и ртом:   Нос в ТКМ является символом Неба (Ян), так как «впускает через себя воздух (ци Неба) и способен различать пять видов запахов». Рот является символом Земли, так как является «воротами для пищи (дары Земли) и способен различать пять видов вкусов». Точка Жэньчжун (другое название Шуйгоу), располагаясь между ртом и носом,  способна   «соединить»  Небо и Землю (Инь и Ян). Кроме того, эта точка располагается  на границе соприкосновения чудесных меридианов Женьмай ( передне-срединный) он же «Море Инь» и Думай ( задне-срединный), он же «Море ян». Сильная стимуляция иглы в этой точке,  а именно такая техника рекомендуется  в таких случаях, «соединит оба моря», то есть «свяжет Инь и Ян», что соответствует задаче терапии.

    Теперь о концевых точках ручных меридианов и точках Ши-сюань. Все они расположены на ногтевых фалангах пальцев рук, там же происходит переход  одних ручных меридианов  в другой. Это три иньских ручных меридиана ( легких, перикарда и сердца ) и три янских ( толстого кишечника, тройного обогревателя и тонкого кишечника), то есть опять проглядывается «соединение инь и ян.» Но самая главная роль этих точек заключается в следующем: стремление к разъединению Инь и Ян  приводит к избытку  Ян в верхней части тела ( избыток огня, жара вверху) в современной медицине этой патогенетической ситуации, к примеру,  соответствует  гипертонический криз и  апоплексия. Патогенные факторы огня и – жара способны повредить кровь и сосуды, так в ТКМ объясняется патогенез кровоизлияний.  Кровопускание из точек на пальцах рук это способ интенсивного рассеивания избыточного жара  - это та часть стратегии терапии, которая обозначена выше, как «успокоение  ян вверху». Поэтому кровопускание из точек на кончиках пальцев это не столько связывание инь и ян между собой,    в большей мере все же  это рассеивание  избыточного жара в верхней части тела.

    Подобно современной классификации коматозных состояний по тяжести и глубине, как к  примеру, по Шкале Комы Глазго, в ТКМ различают три уровня или стадии  комы: первый это ян тип, он же избыточный, закрытый, ригидный, с повреждением внутренних полых органов фу; второй это инь тип, он же не достаточный, открытый, расслабленный, с повреждением внутренних,  плотных органов  цзан» ; и третий это тип обусловленный коллапсом инь и ян. Все три типа следует рассматривать как стадии утяжеления состояния, хотя пациент может сразу же впасть в стадию комы расслабленного типа. 

   Первый -  ян  тип характеризуется следующими отличительными признаками: пациент без сознания, рот плотно сжат, кисти сжаты в кулаки, тело ригидное. При открытом типе:  рот открыт, руки расслаблены, конечности и тело вялые.  Патогенетической основой третьего типа, который еще называют коллапсом инь и ян,  является истощение так называемой первичной – юань ци. Так как эта субстанция хранится в почках, «окнами» которых являются мочеиспускательный и анальный каналы, то отличительным признаком этой стадии является непроизвольные мочеиспускание и дефекация. То, что это предшествует агонии известно каждому врачу, наблюдавшему когда либо жизненный  финал. Вторая и третья стадия требуют таких действий, как прогревание полынными конусами в точках  Ren 8 Шеньцзю, Ren  6 Цихай и  Ren 4 Гуаньюань.

     Все три типа могут сопровождаться, и даже могут быть в значительной мере обусловлены скоплением патогенной субстанции флегмы-мокроты, которая при чрезмерной избыточности накапливается в легких. Этот момент клинически проявляется клокочущим дыханием и обильным выделением жидкой мокроты. Для рассеивания этого патогенного фактора в рецептах предусмотрена точка Фэнлун  ST 40, которая является точкой – «морем слизи» и способна рассеивать  этот фактор.

      Каждый случай комы имеет свою патогенетическую особенность и  требует дифференцированного  лечебного подхода. Универсальным является следующее правило: « Следует восполнить Пустоту, послабить Избыточность, рассеять Жар и согреть Холод», но соблюдение этого правила в каждом случае будет  иметь свои индивидуальные особенности.    Ниже представлено собственное клиническое наблюдение успешного выведения из комы с помощью акупунктуры. Как выяснилось позднее,  кома была обусловлена  много очаговым  геморрагическим инсультом.

     Больная Н. 42 лет. Заболела внезапно на фоне полного физического благополучия 5 июля 2005 года. День  был очень жаркий, даже для Ташкента.  Около  16 часов дня  во время выполнения физического упражнения (чтобы преодолеть недомогание она решила сделать зарядку)  появилась внезапная сильная головная боль,   и она почти  сразу же потеряла сознание. В 16-30 была доставлена в клиническую больницу неотложной помощи города Ташкента и госпитализирована в реанимационное отделение с диагнозом ОНМК Кома 3.  АД при поступлении 280/150 мм рт ст. При люмбальной пункции добыт под давлением кровавый ликвор.  Около 18-00 АД упало до 50/0, остановилось дыхание. Больная была интубирована и переведена на искусственную вентиляцию легких. С помощью Дофамина и внутривенных инфузий АД удалось поднять до 100-110 / 70 мм рт ст, но сознание и дыхание  не восстанавливались, исчезли корнеальные и зрачковые рефлексы, отсутствовали реакции на болевые раздражения.  Автор настоящей статьи был приглашен родными пациентки и после настойчивых переговоров с врачами  реанимационного отделения был допущен к  больной для выполнения  процедуры акупунктуры. Это была кома открытого расслабленного типа, так как ладони были раскрыты,  а тонус мышц конечностей был «безжизненным». Глазные щели были полуоткрыты – из-за выраженного экзофтальма веки не смыкались. Напряжение глазных яблок,  ощущаемое при надавливании  пальцем,  указывало на выраженную внутричерепную гипертензию. Зрачки «плавали»,  реакции на свет и на прикосновение к ресничкам не было. В такт работе аппарата искусственного дыхания в интубационной трубке слышалось клокотание мокроты.  Пульс глубокий, нитевидный   слабый.

     Процедура начата около 20-00 с введения иглы под углом вверх в точку Жэньчжун. Несмотря на длительное «торопление иглы»,  подхода ци под иглу не ощущалось и на протяжении получаса в этой точке методом «небесно-земного вращения» выполнялась прорисовка энергетического каркаса гексаграммы «Тай – Рассвет». Безрезультатно. Выпущена капельками кровь из концевых точек правой руки ( левая кисть была занята капельницей), но это тоже ничего не изменило. Через соль дважды осуществлено прямое  прогревание большим полынным  конусом точки REN-6 Ци-хай с целью стимуляции юань ци. К концу прогревания каждого конуса были видны судорожные подергивания мышц передней брюшной стенки, то с одной, то с другой стороны. За это время дважды из дыхательной трубки аспирирована мокрота.  Где-то на сороковой минуте из левой ноздри пошла темная, как будто застоявшаяся кровь, которую пришлось аспирировать. Стимуляция точки DU-26 Жэньчжун была почти постоянной с перерывом на остальные процедуры. После носового кровотечения  в ответ на стимуляцию иглы появились мелкие подергивания пальцев стоп, которые вначале были не регулярными, а затем стали синхронными манипуляциям иглой. Амплитуда их стала нарастать,  и к подергиваниям стоп присоединились подергивания рук. Через некоторое время амплитуда их стала настолько большой, что руки пришлось удерживать, чтобы не сорвалась капельница.  К счастью флакон опустел, и игла из вены на левой кисти была удалена, после чего было выполнено  точечное кровопускание из точек на пальцах второй руки. К концу этой процедуры больная очнулась, открыла глаза и стала мотать головой, как бы сопротивляясь дыхательной трубке. Это произошло почти через полтора часа непрерывной процедуры. Трубка была отключена от аппарата, дыхание   было свободным,  и даже не были сильно слышны хрипы, как будто бы исчезла мокрота. Больная могла кивками или поворотами головы отвечать на вопросы. Интубационная трубка была удалена. Больная заговорила. Она была адекватна в ответах, могла двигать руками и ногами.  В конечностях не было выявлено ни двигательных ни чувствительных расстройств. В осмотре участвовала вся дежурная  бригада. Произошедшее казалось Чудом.

     Утром следующего дня была выполнена повторная люмбальная пункция, ликвор опять содержал видимую кровь.  

      Течение  болезни  было не простым. Несмотря на то, что уровень бодрствования соответствовал сохранению сознания, держалась стойкая головная боль, были выраженные симптомы раздражения оболочек в виде стойкой ригидности затылочных мышц и выраженного симптома Кернига. Стойкая брадикардия до 52 ударов в минуту и повышенное до 170/110 АД указывали на отек мозга и внутричерепную гипертензию. Все дни больная получала комплексную медикаментозную терапию и ей выполнялась акупунктура, в выборе точек которой использовались символы Канона Перемен.  Перелом в болезни наступил на 8-9 сутки. Состояние стабилизировалось, головная боль уменьшилась, но ригидность затылочных мышц все еще держались, хотя и значительно уменьшилась,  восстановилась системная гемодинамика.  На 13-е сутки выполнена МРТ головного мозга. Вместо ожидаемого субарахноидального кровоизлияния  выявлен целый  ряд смешанных, больше геморрагических очагов в: гиппокампе, перигиппокампной зоне, левой височной доле, затылочной доле, Варолиевом мосту и выявлен прорыв крови в левый боковой желудочек мозга. Сохранялись признаки отека мозга в виде сглаженности извилин мозга.

     Выписана на 15-й день.  Домой. Без каких либо признаков неврологического дефицита.  Акупунктура завершена на 21-й день. К этому моменту сохраняется только некоторая общая слабость. Других жалоб и функциональных отклонений нет.

      ВЫВОД.

   Акупунктура в терапии состояний связанных с нарушением сознания может  быть эффективной. Метод заслуживает внимания, изучения и внедрения в практику терапии экстремальных состояний.

   ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гаваа Лувсаан. Очерки о Традициионной  Восточной медицине . М. 1986.
  2. Фалев. А.И. Классическая методология Чжэньцзю терапии. 1996.
  3. Нгуен Ван Нги . Иглоукалывание. М. 1989
  4. Essential of Chinese Acupuncture and Moxibustion/ Bejjin 1980
  5. Chinese acupuncture and Moxibustion . Bejjin 1987.
  6. Applied of Chinese Acupuncture for practitioners. Bejjin 1988.
  7.  Liu C, wang Y. Observation of  curative  effect of acupuncture therapy plus scalp acupuncture for restoring consciousness and resuscitation in 80 cases of acute apoplexy.            J Trad. Chin. Med .1996; Mar; 16(1): 18-22. )
  8. Deng Acupuncture treatment of syncope based on differentiation of signes and symptoms. Акупунктура синкопальных состояний построенная на диффференцированной оценке симптомов и признаков. J Tradit Chin Med. 1990 Sep;10(3):182-8 Institute of Acupuncture, Sichuan Academy of Traditional Chinese Medicine.
  9. Cайт Университета Комплементарной и Альтернативной медицины (США). http//www.alternativehealing.org./index/htm. Автор сообщения: Joe Hing kwok Shu.

     10. Сайт Доктора Капура (Индия)        

 

Яндекс.Метрика